Буква закона: "Несовершеннолетние 2013"

Долгое время собственники жилья, в котором проживали несовершеннолетние дети, были ограничены в праве распоряжения своей собственностью, проще говоря, они были лишены свободы продавать свои квартиры по своему усмотрению.

На то была статья 275 ГК РБ, п.4., нынче утративший силу, который гласил:

«Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника помещения, допускается только с согласия органа опеки и попечительства».

Эта норма, слизанная с ГК РФ, отражала суть государственного отношения к своим гражданам – это было отношение детдомовского надзирателя к шумной и подозрительной школоте. Вы, проживая в собственной квартире с собственными детьми, не могли ее просто продать, вы должны были спросить разрешения. И такой порядок действовал много лет.

Органы опеки интересовало, куда денется ребенок после продажи, что родители намерены купить или построить взамен, и если вариант казался охранителям детства приемлемым, они сделку разрешали. Если нет, то отказывали. Разрешения на продажу давались под условием одновременной покупки жилья взамен, причем речь шла о конкретных адресах. Если вы, продавая квартиру на улице Кедышко, планировали переехать на улицу Воронянского, то разрешение вы получали ровно на это, и при замене адреса (если вдруг вы передумали покупать квартиру на Воронянского, и решили переехать на улицу Притыцкого) необходимо было подавать пакет документов для получения нового разрешения. Последнее требование наиболее оборотистыми продавцами и агентствами зачастую обходилось.

Заседания проводились по вторникам дважды в месяц. Наличие детей в квартире было важным фактором в сделке – от него зависели сроки, а порой и сама возможность ее проведения.

В свете этого нельзя не приветствовать изменения, произошедшие в законодательстве. На сегодняшний день разрешение на продажу квартир с полуросликами не требуется. Теперь оно нужно только в том случае, если дети признаны находящимися в опасном социальном положении.

И это правильно. И волновать здесь может только один вопрос. А именно: как поведет себя государство в случае продажи квартиры с детьми с необходимостью их последующей «выписки на улицу»? Скажем, неблагополучная семья была неблагополучна по факту, но нигде этим неблагополучием не светила. Квартира была продана, а на вырученные деньги вместо квартиры взамен родители купили «стопиццот» тонн алкоголя и благополучно профукали все деньги.  Что будет с этой семьей, с этими несовершеннолетними и с этой сделкой? Я не знаю. Но точно знаю, что не хотел бы оказаться на месте покупателя такой квартиры.

Отсюда мораль: наше агентство всегда интересовалось тем, где после сделки будут проживать продавцы с детьми – и, могу со всей ответственностью заявить, что к этому вопросу мы подходили серьезнее органов опеки с их казенным отношением. Фактически именно мы были инстанцией, которая отслеживала, чтобы жилищные права несовершеннолетних не были нарушены. И до тех пор, пока не будет какой-то внятной правоприменительной практики по описанному выше гипотетическому сценарию, мы по-прежнему будем этим вопросом активно интересоваться – с тем, чтобы максимально полно защитить права покупателя.

Агентство недвижимости "АКАДЕМИЧЕСКОЕ" - покупка и продажа квартир в Минске.

На нашем сайте Вы можете ознакомится с образцами договоров на риэлтеркие услуги в Беларуси.