Изменения риэлтерского законодательства: подводные камни и перспективы

В Интернете недавно появились две статьи, оттеняющие одна другую противоположностью тональности. Первая, размещенная на сайте газеты «Недвижимость Белоруссии», содержала информацию о планирующихся изменениях в законодательное регулирование риэлтерской деятельности и рассказывала о работе Совета ОО «БелАН». Статья была оптимистичной, в названии присутствовали следующие слова «стать риэлтером станет проще, потерять лицензию сложнее». События подходящего к концу года показали, что законодательное регулирование риэлтерской нуждается в глобальном пересмотре. И хотя предложения Совета «БелАН» далеки от фундаментальных изменений, надежда на некоторую либерализацию государственного регулирования деятельности риэлтеров в них прослеживается. Очевидно, что диалог с государственными органами по этому поводу ведется, и необходимость перемен понимается всеми участниками этого диалога, что не может не радовать. Вот ощущение, которое остается после прочтения этой статьи.

Но это ощущение начисто стирается материалом, источником которого является журнал «Госконтроль». Он однозначен: никаких послаблений не планируется. Более того, планируется ужесточение ответственности агентств недвижимости, нарушения со стороны которых носит характер эпидемии. И лекарство от этой напасти КГК видит в «усилении ответственности».
Так что мы можем наблюдать две тенденции, по самой своей сути должные исключить возможность одновременного существования. Эти два подхода, подход диалога и подход «закручивания гаек», враждебны друг другу.
В самом деле, если нарушения носят массовый, а не эпизодический характер, очевидным становится то, что по законодательно закрепленным на сегодняшний день нормам рынок играть просто не в состоянии, что все нарушения носят вынужденный характер. Субъекты хозяйствования не отправляют сотрудников в отпуска без сохранения зарплаты от хорошей жизни. Просто ничего другого им не остается. И комплекс мер по «усилению ответственности» рынок не вылечит. Еще никому не удавалось, врачуя симптомы болезни, излечить саму болезнь. Выздоровление наступает, когда лечат саму причину болезни.
То, что сейчас идет диалог между представителями риэлтерской общественности и государством, можно только приветствовать. Но диалог этот носит поверхностный, косметический характер. Он не подходит к основополагающим проблемам рынка. Реальная проблема состоит в том, что белорусский риэлтерский бизнес сегодня – бизнес низкорентабельный, бизнес нестабильный и бизнес во всех смыслах слова выживающий. Оздоровить его можно, лишь пересмотрев самые экономические основания его функционирования, что это является столь масштабной задачей, что ожидать даже попыток ее решения в ближайшем будущем не приходится.
А это значит, что, вероятнее всего, в одну телегу все-таки будут впрягать и коня, и трепетную лань: небольшие и мало что значащие уступки будут «уравновешиваться» возрастанием контроля и давления, что закономерно приведет легальных участников рынка к дальнейшей утрате мобильности (а значит, к кадровым и финансовым потерям), и увеличит активность «серых» игроков.

Для рядовых потребителей услуг (продавцов и покупателей) это будет обозначать увеличение количества сомнительных предложений со стороны посредников-маклеров, компаний, фактически осуществляющих риэлтерскую деятельность вне лицензионного контроля, и даже агентов – сотрудников риэлтерских компаний, это будет обозначать возрастание рисков – в случае согласия работы с ними, затруднительность правовой защиты своих интересов, отсутствие юридических гарантий по сделкам, в том числе отсутствие защиты по страхованию. При этом общий уровень качества риэлтерских услуг, вероятнее всего, упадет - поскольку поддерживать высокие стандарты качества в силу уменьшения возможностей станет затруднительно даже для крупных агентств недвижимости. Попытки же удержать высокий уровень качества санкционными методами будут лишь усиливать миграционные потоки агентов между компаниями и все больше будут увеличивать отток работающих специалистов на теневую сторону рынка, что, как и было сказано, ударит, в первую очередь, по рядовому потребителю.