«Наша работа – это тяжелая работа. Особенно, когда целый день работаешь». – как сказал герой Ефима Захаровича Копеляна в фильме «Интервенция».
И хотя он это не про риэлтеров говорил, к нам это тоже относится. Риэлтер работает с базовой потребностью человека – потребностью в жилье, в собственном крове; с потребностью, включающей в себя множество других; например, таких, как безопасность, или забота о детях либо родителях, т.е. с теми вопросами, которые в жизни граждан имеют первостепенное значение. Именно этим чаще всего обуславливается то, что люди, берущиеся за решение своего жилищного вопроса, часто испытывают в процессе его решения серьезные эмоциональные перегрузки. Поэтому вполне естественным являются их попытки найти поддержку у знакомых, которые кажутся им сведущими в жилищном вопросе. Поддержка эта может оказываться самыми разными способами – это и консультирование, и участие в торгах, и сопровождение на переговоры в риэлтерскую организацию. В роли консультантов также могут выступать самые разные люди: от соседа, не имеющего, по сути, никакого отношения к рынку недвижимости, до «знакомых юристов» и «знакомых агентов». С сожалением вынуждены констатировать, что именно с последними двумя категориями связано достаточно большое количество возникающих по сделкам проблем: непредосудительное желание помочь очень легко трансформируется в намерение «знатока» показать всем, как с его точки зрения надо варить щи, что приводит к результатам, прямо противоположным тем, что ожидались, а именно – к конфликтам и срывам договоров.
На практике это может выглядеть так: какой-нибудь условный покупатель обращается к «знакомому агенту Пете» или «юристу Серёже» с запросом примерно такого содержания «я тут посмотрел квартиру, сегодня буду вносить задаток, съезди со мной в агентство, чтобы меня не обманули», после чего «знакомый» надевает бронежилет и берет в руки копье, готовый помчаться по зову друга на край света и защитить его от наверняка злонамеренных, или уж, во всяком случае недобросовестных риэлтеров. Дальнейшее понятно.
Непонятно другое. Непонятен правовой статус таких добровольных помощников.
Особенно когда в роли волонтера выступает специалист риэлтерской компании, не имеющий никакого отношения к продающемуся объекту. Повсеместная практика такова, что этот факт никак не мешает ему прийти вместе с покупателем в агентство, где обслуживается на основании договора продавец и начать, как говорят в народе, «качать права». По идее, когда таковая ситуация имеет место, имеет место и вот что: фактическое оказание специалистом риэлтерской компании услуг покупателю. Но каких? Услуга по консультированию должна оказываться письменно. Да агент и не может ее оказывать. Да и риэлтер согласно действующего законодательства может оказывать ее исключительно по месту расположения своей риэлтерской компании и только на основании договора.
Более того, Правила осуществления риэлтерской деятельности в республике Беларусь, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2006 N 15, прямо указывают: «В целях соблюдения конфиденциальности информации риэлтерская организация должна осуществлять консультирование потребителя, проводить с ним переговоры при условии отсутствия посторонних лиц».
Иными словами, в случае, когда покупатель приводит с собой «специалиста», который намерен участвовать в обсуждении условий будущей сделки, агентство не только может, но и прямо ОБЯЗАНО указать ему на дверь.
По малому нашему разумению, на переговорах могут находиться кроме специалиста риэлтерской организации, оказывающей риэлтерскую услугу, только стороны будущей сделки – продавец и покупатель. Из текста процитированного выше документа по логике также вытекает, что члены семьи и продавца, и покупателя также в переговорах могут участвовать. При этом необходимо понимать, что у родственника на лбу не написано, что он родственник, и что если в ваш офис ломится излишне предприимчивый «племянник» правообладателя (или покупателя), то тут можно и документы подтверждающие родство истребовать.
Вопрос, кстати, не надуманный – именно «племянниками» частенько любят представляться маклера, сбывающие квартиры своих жертв. Но такие случаи все-таки скорее исключения, чем правило, и бывают чрезвычайно редко.
Мы же сейчас говорим о случаях не криминальных и редких, но о случаях распространенных, ставших практически бытовыми – об инцидентах с участием «знакомых» агентов, риэлтеров, юристов. Их присутствие на переговорах (в случае, если их полномочия на представление интересов не подтверждены соответствующим договором) – прямое нарушение закона.
Отсюда настоятельная рекомендация специалистам: назначая встречу для заключения соглашения об условиях сделки и напоминая сторонам, что им необходимо с собой иметь (паспорта, документы на недвижимость, авансовые суммы, в случае, если они вносятся), заранее предупреждайте и об этом: ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН!
ООО «Академическое». Лицензия №02240/327 выдана Министерством Юстиции РБ
Copyright 2017 | Все права защищены.