Заметка о социальной дезориентации на рынке недвижимости

Анализируя правила проведения сделок с недвижимостью – даже и не анализируя, а просто сравнивая то, что было вчера и то, что есть сейчас – нельзя не прийти к выводу о кардинальных переменах в подходе государства к защите прав и интересов граждан. Это как наблюдать за тем, как огромный корабль начинает менять курс – не вдруг, не закладывая резких виражей, он тем не менее его меняет: мы видим, как уходит вбок корма, как поворачивается нос, как удлиняется тень на волнах.

Допустим, если раньше объекты недвижимости, в которых фигурировали – в качестве совладельцев или просто проживающих – несовершеннолетние, совершались только с разрешения органа опеки, призванного следить за тем, чтобы интересы несовершеннолетних не были ущемлены, то нынче гражданам дали полную свободу продавать свою недвижимость и выселяться хоть в курятник. Сейчас реальной ситуацией является следующая: неблагополучная семья, состоящая на учете, как находящаяся в социально опасном положении, зарегистрированная в г.Минске, вдруг исчезает из списка одного района – причем не в связи со снятием с регистрационного учета, а в связи с «фактическим убытием» из Минска, появляется в другом районе, потом исчезает и оттуда, как не проживающая, а результатом становится то, что управления образования администраций районов, которые раньше следили за тем, чтобы права несовершеннолетних при сделках с недвижимостью не ущемлялись, просто отпихивают от себя проблему, ссылаясь друг на друга и не желая даже вникать в ее суть. А суть состоит в том, что стоит такой вот неблагополучной семье выписаться, то есть сняться с регистрационного учета, и она сможет, взяв чистый лицевой счет, продать свою недвижимость безо всяких разрешений органов опеки, нарушив все права несовершеннолетнего и превратив его в бомжа. Ведь и сегодня, несмотря на наличие в Жилищном Кодексе 75-й статьи, управления образования не желают обременять себя рассмотрением вопроса, за которым стоят интересы обычных людей, тех же добросовестных приобретателей, например, или тех же несовершеннолетних, а на запросы агентства отвечает пустыми отписками.

Или такой пример: раньше, когда все сделки совершались через нотариальные конторы, для их совершения необходимо было получить справку об отсутствии арестов и запрещений (когда-то это была справка Форма №1, потом – выписка из ЕГР), отметить ее в районной нотариальной конторе, которая также проверяла свободу от обременений, и лишь потом можно было совершать сделку. Причем справка такая выдавалась однократно, и новая в течение 30-ти дней (срок действия справки) не могла быть получена: если заявитель терял ее, его вопрос подвешивался до конца срока действия справки, ибо без ее наличия сделка не могла быть совершена в принципе. Сегодня же такую справку может получить кто угодно, их можно заказать десяток – даже не будучи собственником. Что, конечно, открывает свободу для криминальных игрищ: допустим, некто  Иванов заказал такую справку, привел своих покупателей к нотариусу и подписал с ними договор купли-продажи (и деньги взял, соответственно), тут же прыгнул в машину, поехал в БТИ (Агентство по государственной регистрации), где у Иванова назначена встреча с другим покупателем, и подписал договор на куплю-продажу этой же квартиры еще раз (и опять взял деньги) – регистратор выписки у Иванова не потребует, он на сегодняшний день даже документов на квартиру не потребует, так что при известной ловкости и наличии определенных логистических способностей Иванов может продать одну квартиру десяти разным покупателям в течение дня и уехать в розовый закат, пока они будут выяснять, кто из них главный (а главным будет тот, кто успеет первым сделку зарегистрировать).

К чему пишу? – к тому, что раньше такие вероятности были исключены. А сейчас они есть. И никого, кроме разве что агентств недвижимости, дорожащих своими лицензиями, это не волнует. Так что можете считать это рекламой, но факт остается фактом: сегодня, как никогда ранее, оформление сделки через агентство для покупателя остается единственным способом обезопасить себя и не приобрести вместе с недвижимостью целый ворох скрытых от глаза проблем.