Сделки с «консервами»

Сайт akadem.by уведомляет всех заинтересованных лиц, что история вокруг продаж незавершенных строительством, законсервированных домов, о которой много писали в Интернете, обрастает дополнительными подробностями, а участников таких сделок ждут не только приключения в налоговой, но и другие интересные повороты сюжета.

Как помнят люди, внимательно следящие за рынком недвижимости, интересное началось в конце мая-начале июня 2018-го года, когда продавцам, имевшим несчастье совершить в течение последних лет сделку по продаже своих законсервированных жилых домов, начали приходить «письма счастья» из налоговой. Воспользовавшись тем, что регистрирующие органы с определенного момента стали именовать законсервированные жилые дома «строениями неустановленного назначения», органы налоговые решили, что это отличный повод поднять вопрос об уплате подоходного налога. Тем, что назначение строения было определено еще на стадии выделения земельного участка, имеющего целевым назначением «строительство и обслуживание ЖИЛОГО ДОМА», налоговики решили не смущаться. Решительность, с которой они требовали выплат подоходного налога по давно прошедшим сделкам, ранее никаким налогом не облагавшимся, даже дали повод говорить о рэкете со стороны чиновников.

Но на этом новости для участников таких сделок не закончились, и совсем недавно к игре подключились банки, кредитующие население.

Банки занимаются на рынке недвижимости чем? – правильно, выдают деньги на покупку либо строительство жилья, принимая решение, выдавать или не выдавать под решение жилищного вопроса свои средства в зависимости от платежеспособности кредитополучателя и некоторых моментов, связанных с его личностью (например, с его кредитной историей).

Но теперь и банки стали внимательнейшим образом вчитываться в документы, которые кредитополучатель приносит им из регистрирующих органов.

Причем картина выглядит так: гражданин выбирает для своего будущего проживания недостроенный законсервированный дом и желает купить его – с тем, чтобы достроить его, ввести в эксплуатацию и жить. Он обращается в банк за недостающей для покупки суммой. Банк рассматривает такового гражданина в мелкоскоп (его, предоставленные им справки, личности поручителей и тп) и дает «добро». Казалось бы, вопрос решен.

Но как и все банки на этом этапе, наш воображаемый банк дает добро устно. Факт того, что дом недостроен, не вызывает у банка никаких возражений. Банк этим попросту не интересуется. Ему все равно. Его интересуют исключительно вопросы возврата кредита и выплаты по нему процентов. Но только до той поры, пока покупатель не совершает сделку (на которой передает продавцу часть стоимости дома) и не приходит в банк получать окончательное «добро».

И вот тут банк резко осаживает назад. И отказывает в выдаче кредита, согласованного им буквально вчера, превращая своего потенциального кредитополучателя в неплатежеспособного покупателя, нарушающего договор с продавцом.

Делает он это ровно потому же, почему налоговая пытается раскрутить продавца на налог – новая формулировка регистрирующих органов формально дает повод для отказа. Покупатель идет в следующий банк, и во второй, и в четвертый, и всюду получает отказ.

Akadem.by настоятельно рекомендует своим читателям уделять повышенное внимание сделкам с законсервированными строениями.